Образовательная деятельность
     

      В Кыргызском экономическом университете имени М. Рыскулбекова реализуется многоступенчатая (лицей-колледж-университет), многоуровневая (бакалавриат, специалитет, магистратура- аспирантура- докторантура) система образования.

      Образовательные программы реализуются в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения.

      Программы подготовки бакалавров и магистров являются основными образовательными программами высшего профессионального образования в университете.

      Контингент студентов более 4000 человек, академический состав университета - более 250 преподавателей, в том числе по программам высшего профессионального образования - 188 чел, из них 28 докторов наук, 67 кандидатов наук.

      В университете реализуются образовательные программы подготовки магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

      Подготовка бакалавров осуществляется по следующим направлениям: 

• «Экономика» - 10 профилей;

• «Менеджмент» - 2 профиля;

• «Туризм» - 2 профиля.

Институт коммерции, товароведения и ресторанного бизнеса:

• «Коммерция» - 4 профиля.

Институт прикладной математики и информационных технологий:

• «Бизнес-информатика» - 4 профиля;

• «Экономика» - 1 профиль;

Высшая школа магистратуры:

• Экономика;

• Менеджмент;

• Туризм (обучение на русском и английском языках).

Институт непрерывного открытого образования:

• «Экономика» - 4 профиля;

• «Менеджмент» - 4 профиля;

• «Маркетинг» - 1 профиль.

      Образовательных программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием в университете 4. Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществляется по 8 специальностям. 

    Основы организации, ведения образовательного процесса, контроля за его результатами и вопросы финансирования образовательных программ определяет Ученый совет университета.

      Координация учебно-методической работы осуществляется Учебно-методическим советом университета. Учебно-методический совет является постоянно действующим совещательным органом, деятельность которого направлена на совершенствование организации и координации учебно-методической работы Университета; экспертизу учебно-методических изданий, рекомендаций для повышения качества образовательной деятельности в КЭУ и другие вопросы.

     Образовательный процесс в КЭУ предполагает гуманистический и светский характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей реализуется в совместной учебной, научной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей. Обучение в университете ведется на государственном и официальном языках. Отдельные виды занятий, некоторые дисциплины проводятся на иностранных языках, открываются группы на английском языке обучения. Все образовательные программы, реализуемые в университете, соответствуют государственным образовательным стандартам Кыргызской Республики и требованиям рынка труда. Представители работодателей участвуют в экспертизе учебных планов, программ, аттестации выпускников и аккредитации образовательных программ и университета.

      Важными составляющими образовательной деятельности университета являются организация учебного процесса и учебнометодическая работа, которая возложена на учебно-методический отдел. УМО осуществляет нормативно-организационное обеспечение, разрабатывает методические основы совершенствования и модернизации учебного процесса, координацию учебной и учебно-методической работы структурных подразделений, оказывает содействие внедрению в образовательный процесс интерактивных и инновационных методов обучения. В результате целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения (образовательных технологий) обучающимся созданы все условия, необходимые для освоения ими образовательных программ.

      Образовательные программы ВПО по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» имеют международную аккредитацию, это подтверждает, что программы отвечают международным требованиям качества образования.

      Благодаря деятельности УМО организация образовательного процесса в университете имеет особенности. График учебного процесса построен таким образом, что дисциплины изучаются блоками и потоками, а после завершения обучения сразу проводится итоговый контроль знаний. По мнению студентов это удобно как для них, так и для преподавателей, и влияет на качество обучения.

      В графике учебного процесса также предусмотрен летний семестр, который предполагает дополнительное обучение и консультацию студентов по ликвидации академических задолженностей. Для студентов, не выполнивших учебную программу, в период академического года и летнего семестра предусмотрено повторное обучение дисциплин. При этом студент имеет право на выбор преподавателя и смену обучения.

      Студенты КЭУ выбирают для изучения дисциплины, объем которых предусмотрен в ГОС КР, как курсы по выбору. Для этого УМО, совместно с преподавателями кафедр, составляет каталог элективных курсов. Это влияет на повышение мотивации студентов изучению этих дисциплин и в будущем - к построению индивидуальной траектории обучения.

      В университете внедряется компетентностный подход в организации обучения студентов. В связи с чем происходят изменения в методическом руководстве деятельностью студентов, а именно, изменение целей, форм и методов обучения студентов, способов приобретения ими профессиональных знаний и умений, его взаимодействия с преподавателем, результата обучения и другие. В этих условиях меняется роль преподавателя в образовательном процессе и повышается роль самостоятельной работы студентов.

      Для организации самостоятельной работы студентов и обеспечения их учебными и учебно-методическими материалами, преподаватели университета разрабатывают новые учебники, учебные и методические пособия, Учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин, которые издаются за счет средств бюджета университета.

      Сегодня требования к квалификации и компетентности преподавателя высшей школы, ориентированные на результат, значительно возросли, в связи с этим учебно-методический отдел проводит большую работу по повышению квалификации преподавателей, постоянно организовывая различные семинары, тренинги, курсы по повышению педагогического мастерства, профессионального уровня и развитию информационно-коммуникативных способностей преподавателей.

      Внедрение в образовательном процессе КЭУ принципа «преподаватель и студент - партнеры» и академической честности в студенческую среду способствуют соблюдению Кодекса чести студентов и Кодекса профессиональной этики преподавателей КЭУ, принятых на референдуме преподавателей и студентов университета.

      Образовательная деятельность университета гибко сочетает сотрудничество с международными образовательными центрами, ассоциациями, объединениями, инновационными образовательными проектами. КЭУ является членом многих международных образовательных организаций.

      Благодаря этому университет внедряет в образовательную деятельность различные образовательные инновации.

      В университете внедрены Болонские принципы, в частности, многоуровневая система образования, кредитная технология обучения, академическая мобильность, выдача европейского приложения к диплому, система менеджмента качества и др. В настоящее время проводится целенаправленная работа по изучению опыта подготовки PnD в КР и за рубежом и переходу на трехуровневую подготовку.

      Интернационализация образования также является одним из приоритетных направлений в деятельности университета. В этом направлении с каждым годом развивается международное сотрудничество университета в сфере образования, прохождение практики студентами за рубежом и расширяется академическая мобильность.

      Выпускникам КЭУ c 2012 года выдается европейское приложение к диплому (Diploma Supplement), документ о высшем профессиональном образовании, имеющий целью облегчить процедуру академического и профессионального признания получаемых дипломов.

      КЭУ, как современный вуз, особое внимание уделяет информатизации образовательной деятельности, обеспечивая процесс образования техническим оснащением, методологией и практикой использования современных информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения. Этот процесс инициирует совершенствование механизмов управления системой образования, создание коммуникативных сетей, совершенствование методов и организационных форм обучения. В этом направлении созданы и успешно функционируют автоматизированная система управления вузом (AVN), что влияет на эффективность управления вузом, локальная сеть университета, которая способствует оперативной передаче информаций и улучшению коммуникаций в университете. Образовательный портал университета содержит базу нормативных, информационных, учебно-методических материалов в электронном виде для самостоятельной работы студентов, благодаря чему с каждым днем растет количество посетителей Образовательного портала университета.